Открыть меню Поиск
СМИ о нас

Вы здесь

Информация МИР РК о ходе исполнения Общенациональных планов мероприятий по реализации Посланий Главы государства народу Казахстана (по итогам 2017 года)

Согласно Общенациональным планам мероприятий по реализации Посланий Главы государства народу Казахстана (2015, 2017 гг.)  за МИР РК закреплено 12 пунктов, из них 8 – исполнено, 4 – на исполнении:

Пункт 8. «Завершить формирование инфраструктуры в действующих специальных экономических зонах, приняв меры по их наполнению  индустриальными проектами» (на исполнении)

СЭЗ «Астана – новый город», в настоящее время готовность инфраструктуры Индустриального парка № 1 составляет – 65%. С учетом разработанного мастер-плана, акиматом города Астаны завершена разработка технико-экономического обоснования (далее – ТЭО) Индустриального парка № 2.

СЭЗ «Бурабай». Строительство инфраструктуры СЭЗ «Бурабай» полностью завершено.

СЭЗ «Морпорт Актау». Общая площадь СЭЗ «Морпорт Актау» составляет 2000 га, и состоит из 6 субзон. Инфраструктура субзон № 1 и № 3 завершена на 100%. Формирование инфраструктуры субзон № 5 и № 6 планируется по мере наполнения проектами вышеуказанных субзон. По инфраструктурам субзон № 2 и № 4 на основании разработанных ТЭО ведется разработка ПСД на строительство объектов инженерной инфраструктуры. Стоимость строительства инфраструктуры согласно ТЭО составит 7,3 и 3,1 млрд тенге соответственно.

СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк». Инфраструктура СЭЗ «НИНТ» условно разделена на 2 очереди: I-ая очередь для проекта полипропилен (2018-2020 гг.), II-ая очередь для проекта полиэтилен (2020-2024 гг). На строительство объектов инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» (ГТЭС, ВП, общезаводская инфраструктура) в период с 2014-2017 годы выделено 110,7 млрд. тенге. По состоянию на 1 ноября 2017 года готовность инфраструктуры I-ой очереди составляет 30,8%. С учетом имеющегося финансирования (110,7 млрд. тенге) для завершения инфраструктуры под реализуемый проект полипропилен в период 2018-2020 годов потребуется 76 млрд. тенге. По предварительным расчетам, стоимость инфраструктуры II-ой очереди для проекта полиэтилен будет составлять 376 млрд. тенге на период 2020-2024 годов.

СЭЗ «Оңтүстік». Строительство инфраструктуры СЭЗ «Оңтүстік» полностью завершено.

СЭЗ «Павлодар». В настоящее время готовность инфраструктуры СЭЗ «Павлодар» составляет около 15 %.  По итогам корректировки ТЭО проекта «Строительство инфраструктуры СЭЗ «Павлодар» стоимость строительства СЭЗ «Павлодар» оптимизирована с 29,2 млрд. тенге до 21 млрд. тенге.

СЭЗ «Парк инновационных технологий». Инфраструктура первой очереди СЭЗ «Парк инновационных технологий» (далее – СЭЗ «ПИТ») завершена на 100 %. Общая стоимость строительства инфраструктуры второй очереди составляет 14,2 млрд. тенге.

СЭЗ «Сарыарқа». Общая площадь специальной экономической зоны «Сарыарка» составляет – 595 га, из которых под инвестиционные проекты отведено 462 га, площадь занятая инфраструктурой СЭЗ – 132,6 га, площадь занятая участниками СЭЗ – 198 га, свободная площадь 264 га. Сметная стоимость строительства инфраструктуры СЭЗ «Сарыарка» составляет 25,5 млрд. тенге. По состоянию на 1 ноября текущего года освоено 23,4 млрд. тенге, или 92,9% от выделенных средств. На сегодняшний день, основные объекты инфраструктуры построены и введены в эксплуатацию (системы энергообеспечения, железной дороги и железнодорожной станции, автомобильных дорог, административного центра, пожарного депо, сетей и сооружений водоснабжения и канализации).

СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота». На сегодня инфраструктура СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» завершена на 100 %. В марте 2016 года подписан Акт приемки объекта в эксплуатацию по проекту «Комплексные работы по строительству Сухого порта и объектов инфраструктуры СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

СЭЗ «Химический парк Тараз». В настоящее время работы по внешней инфраструктуре СЭЗ «Химический парк Тараз» выполнены на 84 %, по внутренней на 62 %. Стоимость инфраструктуры СЭЗ «Химический парк Тараз» составляет 36,1 млрд. тенге. Из них на капитализацию уставного капитала ТОО «Объединенная химическая компания» выделено 25,2 млрд. тенге. Завершение первой очереди строительства инфраструктуры планируется в первом полугодии 2018 года. Завершение второй очереди планируется в 4 квартале

2018 года. Выход на проектную мощность планируется в 2023 году после ввода в эксплуатацию приоритетных проектов на территории СЭЗ.

Пункт 11. «Обеспечить строительство участков дорог автодорожных магистралей: Западная Европа – Западный Китай; Астана – Алматы; Астана – Усть-Каменогорск; Астана – Актобе – Атырау; Алматы – Усть-Каменогорск;  Караганда – Жезказган – Кызылорда; Атырау – Астрахань» (на исполнении)

1) Западная Европа – Западный Китай

В 2016 году завершены работы по устройству дорожного полотна на последних участках коридора Алматы-Хоргос и Ташкент-Шымкент-гр.Жамблыской области и обеспечен проезд автотранспортных средств на всем протяжении коридора от границы Российской Федерации (на Оренбург) до Хоргоса через города Актобе, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Алматы.

На сегодняшний день завершены остаточные работы и обустройство на участках Алматы – Хоргос и Шымкент – Ташкент - гр. Жамбылской обл.

2) Астана-Алматы

С начала реализации проекта завершена реконструкция участков Астана-Темиртау – 171 км и Алматы-Капшагай – 104 км.

В настоящее время ведется реконструкция участка Темиртау-Караганда (14 км), заключены контракты и выплачены авансы на строительство и реконструкцию Северного и Восточного обходов г. Караганды (48 км) и реконструкцию участка Бурылбайтал-Курты

(228 км).

По участку Балхаш-Бурылбайтал (297 км) Министерство финансов РК ведет работу по привлечению экономии с текущего займа Международного банка Реконструкции и Развития. В 2018 году планируется подписать соглашение о займе и начать реконструкцию.

В соответствии с поручением Главы Государства № 3706 от 30 сентября 2016 года начало реконструкции участка Караганды-Балхаш и Курты-Капшагай перенесено на более поздний срок.

3) Астана-Усть-Каменогорск

С начала реализации проекта реконструировано 230 км, из них на участке Астана-Павлодар – 59 км и Павлодар-Семей-Калбатау – 171 км.

В текущем году работы ведутся на участках Астана-Павлодар и Павлодар-Семей-Калбатау. Реконструкцией охвачено 675 км.

На сегодняшний день на участке Астана-Павлодар открыто 4-х полосное движение от Астаны до п. Торткудук (219 км) и от п. Пограничник до г. Павлодар, включая Западный обход и мостовой переход через р. Иртыш (61 км). На участке Павлодар-Семей завершены работы на 33 км.

Полное завершение реконструкции участков планируется

в 2018 году.

Участок Калбатау – Усть-Каменогорск протяженностью 102 км будет реконструирован за счет займа ЭксИмБанка КНР в рамках проекта Алматы – Усть-Каменогорск.

4) Астана-Актобе-Атырау-Астрахань

В соответствии с поручением Главы Государства № 3706 от 30 сентября 2016 года начало реконструкции участка Астана-Аркалык-Торгай-Иргиз-Шалкар-Кандыагаш протяженностью 1 273 км перенесено на более поздний срок.

На сегодняшний день заключены контракты и выплачены авансы на реконструкцию участка Кандыагаш-Макат (299 км), ведется мобилизация персонала и техники.

На реконструкцию участков Актобе-Кандыагаш (159 км) и Атырау-Астрахань (274 км) Министерством ведется работа по привлечению займов Исламского Банка Развития. Строительные работы планируется начать в 2018 году.

Вместе с тем завершена реконструкция 26 км между Актобе и Атырау начатых в 2015 году за счет средств Национального фонда.

5) Алматы – Усть-Каменогорск

С начала реализации проекта завершены работы на 117 км участка Капшагай-Талдыкорган. В текущем году завершены последние 24 км данного участка.

Участок Талдыкорган – Усть-Каменогорск протяженностью 763 км будет реконструирован за счет займа ЭксИмБанка КНР. Заключены контракты на подрядные работы и выплачены авансы. На сегодняшний день имеется готовая проектно-сметная документация на 102 км, по оставшимся 661 км ведется разработка.

К полномасштабной реконструкции планируется приступить с 2018 года.

6) Караганды-Жезказган-Кызылорда

В соответствии с поручением Главы Государства № 3706 от 30 сентября 2016 года начало реконструкции автодороги протяженностью 925 км перенесено на более поздний срок.

Пункт 17. «Ускорить темпы модернизации систем тепло- и водоснабжения, предусмотрев на эти цели до 100 млрд. тенге из НФ РК ежегодно, с  привлечением международных финансовых организаций для софинанс. проектов по модернизации сетей тепло- и водоснабжения» (исполнен)

Через механизм бюджетного кредитования.

В 2017 году в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на модернизацию систем тепло-, водоснабжения и водоотведения выделено 41,1 млрд. тенге на реализацию 98 проектов.

Для финансирования указанных проектов заключены кредитные договоры между Министерствами финансов, национальной экономики и местными исполнительными органами (далее – МИО), а также между субъектами естественных монополий (конечными заемщиками) и МИО.

Период освоения кредитов исчисляется с момента перечисления кредитов со счета кредитора и заканчивается 10 декабря 2018 года (Постановление Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2017 года   № 190).

По состоянию на 1 января 2018 года освоение субъектами естественных монополий составляет 30,2 млрд. тенге или 74% от выделенных средств.

Построено и реконструировано 765,1 км сетей, из них:

20,4 км сетей теплоснабжения;

702,5 км сетей водоснабжения;

42,2 км сетей водоотведения.

Создано 2 759 рабочих мест, из них 76 постоянных, 2 683 временных.

Через  бюджетное субсидирование.

В 2017 году на субсидирование проектов выделено 4,4 млрд.тенге на реализацию 9 проектов, в том числе:

- ТОО «Павлодарские тепловые сети» 5 проектов на общую сумму 1,8 млрд.тенге;

- ТОО «Петропавловские тепловые сети» 3 проекта на общую сумму 1,9 млрд.тенге;

- ТОО «Водные ресурсы-маркетинг» 1 проект на общую сумму 0,7 млрд.тенге.

По состоянию на 1 января 2018 года освоение субъектами естественных монополий составляет 100%.

Построено и реконструировано13,3 км тепловых сетей.

Пункт 3. «Принятие мер по развитию научных и инновационных потенциалов на базе: АКФ «ПИТ» (исполнен)

За период функционирования СЭЗ «ПИТ» (первой очереди) были достигнуты следующие результаты (2006 - 2017 гг.):

Налоги. Налоговые поступления от деятельности участников СЭЗ «ПИТ» (фактически 1-ой очереди) за весь период составили 13,6 млрд. тенге, что в 1,8 раз превышает общие бюджетные инвестиции на строительство 1-ой очереди (7,5 млрд. тенге).

Инвестиции. Объем вложенных инвестиций участниками СЭЗ «ПИТ» за весь период составил более 25 млрд. тенге (из них за 2017 год – более 3 млрд. тенге), что превышает общие бюджетные вложения (20,5 млрд. тенге – на 1-ую и 2-ую очереди).

Экспорт. Порядка 22 компаний начали экспорт высокотехнологичной продукции и услуг. В период 2015-2017 гг. экспорт превысил 2,2 млрд. тенге.

Производство товаров и услуг. Объем реализованной продукции компаний-участников СЭЗ «ПИТ» за весь период составил более 141,6 млрд. тенге, из них за 2017 год – более 34,8 млрд. тенге.

Рабочие места. Общее количество рабочих мест составляет 3695, в 2017 году было создано 713 новых рабочих мест.

Пункт 4. «Разработка и принятие комплекса мер по технологическому перевооружению базовых отраслей промышленности до 2025 года, включающего элементы четвертой промышленной революции» (исполнен)

В соответствии с поручениями Руководителя Администрации Президента РК А. Джаксыбекова от 10 ноября 2017 года № 4173-6 ПАБ и Заместителя Премьер-Министра РК А. Жумагалиева от 15 ноября 2017 года № 17-3/05-1774 п.4 Комплекс мер по технологическому перевооружению базовых отраслей промышленности до 2025 года, включающего элементы четвертой промышленной революции» инкорпорирован в Государственную программу «Цифровой Казахстан», которая утверждена ППРК от 12 декабря 2017 года № 827.

Работа будет продолжена в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан».

Пункт 5. «Создание при Правительстве Республики Казахстан Совета по экспортной политике с участием бизнес-сообщества»  (исполнен)

Совет по экспортной политике с участием бизнес-сообщества создан и утвержден распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан от  31 марта 2017 года № 14-р  «Об образовании Совета по экспортной политике при Правительстве Республики Казахстан».

Пункт 8. «Внесение предложений по развитию производства электромобилей с экспортной ориентацией и созданию необходимой инфраструктуры»  (исполнен)

В МИР при участии заинтересованных госорганов, Байтерек, НПП, ассоциаций создана Рабочая группа по вопросам развития производства электромобилей и создания необходимой инфраструктуры (далее – Рабочая группа).

На заседании Рабочей группы (протокол № 03-25/120 от 25 апреля 21017 года) утверждена Дорожная карта по развитию производства электромобилей и создания необходимой инфраструктуры (далее – Дорожная карта) и внесена в Администрацию Президента Республики Казахстан письмом от 28 апреля 2017 года (№ 01-25/Д-635//422 (п.8) – И).

 Работа будет проводиться согласно утвержденной Дорожной карты.

Пункт 9. «Разработка и внесение Правительственной программы (Национальная инвестиционная стратегия)» (исполнен)

Совместно с экспертами Всемирного Банка разработана правительственная программа «Национальная инвестиционная стратегия», которая утверждена постановлением Правительства РК

№ 498 от 22 августа 2017 года.

Основной целью Стратегии является создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение инвестиций, ориентированных на повышение эффективности.

Пункт 11. «Принятие мер по выходу на новые рынки и расширению географии поставок продукции горно-металлургической и нефтегазовых отраслей» (исполнен)

Постановлением Правительства РК от 26 августа 2017 года №511 утверждена «Национальная экспортная стратегия» (далее - Программа)  которая направлена на увеличение объема экспорта несырьевых товаров в два раза к 2025 году в сравнении с 2015 годом.

Программой предполагается комплексное решение ряда задач, среди которых совершенствование институциональных основ поддержки экспортеров, оказание финансовых и нефинансовых мер поддержки для экспортеров, а также устранение барьеров, препятствующих развитию экспорта.

Согласно статистики международной торговли продукция отраслей горно-металлургического комплекса и нефтегазовой отрасли соответствует товарным группам 72-83 «Металлы и изделия из них» и 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки, битуминозные вещества, воски минеральные».

Среди наиболее приоритетных рынков для продвижения продукции нефтегазового и горно-металлургического комплексов можно выделить страны ЕС, ЕАЭС, ЦА, а также Китай.

По горно-металлургической отрасли

По итогам 10 месяцев 2017 года внешнеторговый оборот Казахстана по товарной группе «Металлы и изделия из них» составил 9,9 млрд. долл. США, что на 30,1% выше аналогичного периода 2016 года. Экспорт вырос на 42,8%, составив 7,1 млрд. долл. США, а импорт увеличился на 6,1% и составил 2,8 млрд. долл. США.

Среди всех отраслей Казахстана доля металлургической отрасли во внешней торговле занимает 16%. В экспорте доля металлов 18,5%, в импорте 11,9%.

Основными экспортными статьями металлургической отрасли являются: ферросплавы, рафинированная медь, цинк, металлопрокат, алюминий, свинец, полуфабрикаты из железа, лом черных металлов, титан, металлические трубы и др.

Основными рынками сбыта металлургической продукции являются: Китай (медь, ферросплавы, цинк); Россия (металлопрокат, металлические трубы, ферросплавы, алюминий); Турция (медь, цинк); Япония (ферросплавы); ОАЭ (медь); Узбекистан (полуфабрикаты из железа, алюминий, металлопрокат); Иран (металлопрокат, полуфабрикаты из железа); Великобритания (медь); Вьетнам (цинк, свинец); США (ферросплавы, тантал, свинец).

Министерством инностранных дел Республики Казахстан и загранучреждениями Республики Казахстан изучены потенциальные рынки сбыта будущей продукции казахстанско-китайского завода по производству стальных сварных труб большого диаметра, ввод в эксплуатацию которого запланирован на I полугодие 2018 года.

Кроме того, СП «УКАД» осуществляет поставки титановых деталей в авиапромышленным компаниям Франции. Данная работа ведется в соответствии с долгосрочным стратегическим соглашением, подписанным между казахстанским предприятием «УКТМК», французской компанией «Обер Дюваль» и концерном «ЕАДС». До 2020 года будет поставлена продукция на общую сумму 1,2 млрд. евро.

В качестве дальнейшего развития вышеупомянутого казахстанско-французского проекта, 15 сентября 2017 года в г. Сен-Жорж де Мон состоялась церемония открытия первого в Европе завода по переработке титановых отходов СП «Экотитаниум». В состав учредителей данного СП входит дочернее предприятие УКТМК СП «УКАД». Общая сумма инвестиций составила 48 млн.евро.

По нефтегазовой отрасли

По итогам 10 месяцев 2017 года составила 28,6 млрд. долл. США, увеличившись на 38,7% к аналогичному периоду предыдущему года. Экспорт вырос на 40,3% (за счет увеличения поставок сырой нефти в Италию, Нидерланды, Францию и природного газа в Украину, Узбекистан и Швейцарию).

Основным экспортным продуктом нефтегазового комплекса является сырая нефть (80% доли в экспорте), далее следуют нефтяные газы (6,8%), нефтепродукты (3,4%) и др.

Основные рынки сбыта: Италия, Нидерланды, Швейцария, Франция, Испания, Китай, Румыния, Греция, Украина, Португалия.

АО «Актюбинский завод нефтяного оборудования» в рамках визитов в страны СНГ и ближнего зарубежья проведены переговоры по подписаниям соглашениям и по налаживанию поставок продукции предприятий (штанги насосные и насосно- компрессорные трубы) на рынки Российской Федерации, Грузии и Азербайджана.

В рамках Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, был проведен XI Евразийский Форум KAZENERGY. Проведение Форума KAZENERGY способствует дальнейшему выходу на новые рынки и расширению географии поставок продукции горно-металлургической и нефтегазовых отраслей Казахстана.

Ежегодно порядка 450 отечественных предприятий охватываются мерами государственной сервисной поддержки экспортеров, так МИР РК в 2017 году оказало сервисную поддержку 8 производителям металлургической отрасли в рамках торговых миссий в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане, Российской Федерации (гг. Омск, Тюмень и Новосибирск, Казань), Беларуси и Монголии. По итогам были подписаны экспортные контракты на сумму 19,9 млн. долларов США.

Кроме этого, АО «ЭСК «KazakhExport» в 2017 году оказало страховую поддержку 4 предприятиям на сумму 25,7 млрд. тенге при экспорте в Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республики.

Учитывая вышеизложенное, а также учитывая официальные  статистические данные, принятые вышеуказанные меры в полной мере оказывают влияние на рост экспорта продукции.

Пункт 14. «Реализация второй фазы строительства порта Курык – автомобильного перехода»  (на исполнении)

По информации АО «НК «Қазақстан темір жолы» на сегодняшний день в рамках второй фазы строительтсва порта Курык завершены работы по дноуглублению акватории порта и строительству автомобильного паромного пирса, также ведется строительство гидротехнических сооружений, объектов подсобного, обслуживающего назначения и транспортного хозяйства.  На строительных работах задействовано 383 человек и 242 единицы техники.

6 декабря 2017 года в порту Курык осуществлен тестовый запуск автомобильного паромного терминала. Завершение строительства объектов второй фазы намечено на 2018 год. Проектная мощность автомобильного паромного терминала в целом составит 2 млн. тонн грузов в год.

Выделенные в 2017 году из бюджета 50 млрд. тенге освоены в полном объеме.

Также, на завершение реализации проекта из Национального фонда выделено 16,9 млрд. тенге, которые предназначены для завершения строительства гидротехнических сооружений, оборудования комплексами инспекционно-досмотрового контроля, устройства системы сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожных путях, объектов энергетического хозяйства, а также внедрения автоматизированной системы управления терминалами порта Курык.

Пункт 15. «Разработка и принятие комплекса мер по развитию транспортного сообщения больших городов с ближайшими населенными пунктами» (исполнен)

В настоящее время во всех областных центрах Казахстана (кроме гг. Астана и Алматы) разработаны и подписаны комплексные планы мероприятий, предусматривающие развитие и открытие регулярных автобусных маршрутов с данными населенными  пунктами, увеличение доли автодорог местного значения в хорошем и удовлетворительном состоянии, а также субсидирования социально значимых регулярных автобусных маршрутов.

Акиматами городов Астана и Алматы полностью организованы регулярные автобусные маршруты с пригородными населенными пунктами в радиусе 50 км, так как согласно Закону Республики Казахстан от 2003 года «Об автомобильном транспорте» в компетенцию городов республиканского значения и столицы входят только организация городских и пригородных автобусных маршрутов.

Пункт 35. «Передача объектов ЖКХ в управление или концессию с возможной дальнейшей приватизацией для их модернизации» (на исполнении)

Во исполнение поручения Главы государства Министерством утверждена Дорожная карта по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства в доверительное управление и концессию.

В рамках Дорожной карты запланирована реализация 33 проектов ГЧП, в том числе: 24 концессионных проектов, 4 проекта по доверительному управлению по механизму ГЧП, 5 проектов по иным формам ГЧП.

Особо значимыми являются проекты по передаче в доверительное управление предприятия водоснабжения и водоотведения города Кызылорды при участии ЕБРР и строительству опреснительного завода в селе Курык Мангистауской области стоимостью 50 млрд.тенге. Реализация данных проектов позволит внедрить эффективное управление объектами ЖКХ, удовлетворить инвестиционные потребности сектора и снизить нагрузку на госбюджет. Успешное осуществление пилотных проектов позволит применить этот опыт во всем секторе ЖКХ.

© 2019

Официальный Интернет-ресурс

Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан